• Головна
  • По вопросу о каменных бабах в Таврических губерниях. История нашего края
17:00, 9 квітня 2021 р.

По вопросу о каменных бабах в Таврических губерниях. История нашего края

По вопросу о каменных бабах в Таврических губерниях. История нашего края

Во дворе  Приморского районного краеведческого музея установлен целый ряд старинных каменных баб.

Интересный очерк 1895 года об каменных инсталлияциях опубликовал на  своей странице в www.facebook.com Приморский историк и краевед Александр Дмитренко: 

О каменных бабах* замолвленно слово...

Вашему вниманию предоставляется очерк известного русского археолога Н.И. Веселовского** , посвященный вопросу изучения каменных баб в Таврической губернии, написанный им на основе личных исследований каменных изваяний данной губернии в начале 90-ых годов ХІХ века. Данный очерк был опубликован в журнале " Археологические известия и заметки" ( № 1, 1895 г.). Кстати, в статье можно встретить упоминание и о каменных красавицах и с г. Ногайска ( ныне Приморска). 

По вопросу о каменных бабах в Таврических губерниях. История нашего края, фото-1

Так же следует отметить, что текст подается в оригинале, в русской дореформенной орфографии ( до 1918 года) : 

По вопросу о каменных бабах в Таврических губерниях. История нашего края, фото-2

"По вопросу о каменныхъ бабахъ въ Таврической губерніи Н. И. 

Веселовскій прислалъ слѣдующее сообщеніе въ Императорское Московское Археологическое общество: 

"Каменныхъ бабъ" въ Таврической губерніи , мнѣ хорошо извѣстной , безчисленное множество ; но почти всѣ онѣ увезены съ своихъ мѣстъ , и частію пошли въ дѣло , какъ строительный матеріалъ, частію находятся в городскихъ садахъ, какъ украшеніе (напр . , въ г. Бердянскѣ и въ г. Ногайскѣ ).

Въ Васильевкѣ (имѣніе Попова) находится 15 каменныхъ бабъ . Иногда онѣ замѣняютъ тумбы на улицахъ селенiй или врыты въ землю у воротъ. Такія „ бабы “ отполированы на столько, что потеряли уже свое первоначальное очертаніе . Большею частію онѣ изъ сѣраго известковаго камня , но встрѣчаются и изъ болѣе твердыхъ породъ ( напр . , въ Ногайскѣ) и тогда отличаются грубой работой . На курганѣ я встрѣтилъ , каменныя бабы только дважды , близъ Симферополя: одна находится на курганѣ по дорогѣ изъ Симферополя въ имѣніе г. Шнейдера , но , по разсказамъ , она раньше стояла на другомъ курганѣ ; другая открыта была мною въ курганѣ на землѣ А. А. Нестроева , въ 7 верстахъ отъ Симферополя . 

Основная могила тамъ заключала скелетъ, окрашенный въ красный цвѣтъ , въ согнутому положении ; а въ впускной ( въ западной полѣ) лежалъ мужской скелетъ на спинѣ, сбоку его находилось желѣзное копье , и у головы небольшая золотая проволочная спираль ( вѣроятно , отъ шапки) . Думаю, что , каменная баба “ относилась къ этому погре бенію. Обѣ „бабы " были безъ головы ; съ головою же встрѣчаются рѣдко . Почему головы отбиты , я не могу объяснить. 

Типъ ихъ разнообразенъ (быть можетъ составится видовъ 5— 6) . 

Преобладающимъ является изображеніе въ узкомъ кафтанѣ съ поясомъ 

и иногда съ проймами на плечахъ. Оружія, или какихъ- либо украшеній , обыкновенно не встрѣчается; исключеніе составляютъ "каменныя бабы “ , видѣнныя мною съ селеніи Большой Токмакъ (Бердянскаго уѣзда) . 

Къ сожалѣнію , со мной не было въ то время (въ 1892 г. ) фотографическаго аппарата, и я сдѣлалъ лишь замѣтки карандашемъ , что , конечно , не можетъ дать полнaго представленія о "бабахъ“.

"Каменная баба “ представляетъ мужскую фигуру съ разнообразнымъ вооруженіемъ : съ одной стороны привѣшены : лукъ , кривая сабля, ножъ , и тутъ же гребенка о девяти выпуклыхъ зубцахъ; съ другой стороны прикрѣпленъ на трехъ ремняхъ колчанъ , отъ котораго спускается внизъ на шнуркѣ кружокъ , быть можетъ крышка отъ колчана " ) . Полы кафтана оторочены выпуклыми полосами съ насѣчкою ; подолъ имѣетъ широкую полосу съ орнаментомъ зигзагообразнымъ . На головѣ конусообразная шапка съ оторочкой , имѣющей насѣчки вглубь ; на добъ спускается квадратная пластинка . Носъ отбить , но очертаніе его на лицѣ сохранилось . Усы длинные , бороды нѣтъ . Кругомъ шеи идетъ оторочка кафтана, выпуклая , съ насѣчкой ; такія же выпуклыя полосы съ насѣчкой идутъ по груди , на которой двѣ звѣздообразныя бляхи (о двѣнадцати зубчикахъ) . По рукавамъ вдоль идеть высѣченная вглубь зигзагообразная полоса , возлѣ которой сь одной стороны тоже выпуклая полоса съ насѣчкой ; кромѣ того , на одномъ рукавѣ еще вы сѣченный рисунокъ. Обшлага рукавовъ имѣютъ широкую оторочку съ насѣчкой , выпуклую . Руки придерживають на животѣ плоскій предметъ, шириною (или здѣсь: высотою) 3 вершка слишкомъ. Этоть предметъ я не могу признать чашей , онъ скорѣе походить ни свернутый платокъ . Начиная отъ пояса , идетъ плита въ видѣ доски , составляя нераздѣльную часть со статуей . Ноги врыты въ землю , и онѣ сдѣланы очень неотчетливо . Ширина въ плечахъ 11 вершковъ. Эта статуя находится у воротъ мѣстной гостиницы и разрисована владѣльцемъ (фамилію его не помню) масляной краской : голубой , красной и черной . Владѣлецъ купилъ у одного крестьянина в каменныхъ бабъ ( въ томъ числѣ и эту) , бывшихъ устоями для сарая . Прежній хозяинъ , примѣная ихъ къ постройкѣ , выдолбилъ на задней сторонѣ ихъ крестъ и ямочку , въ которую наливалъ деревянное масло . Новый владѣлецъ 5 изъ этихъ „ бабъ “ употребилъ на постройку , а эту сберегъ . 

Другая изъ бабъ въ томъ же селѣ представляетъ женскую фигуру съ характернымъ головнымъ уборомъ , съ 4 нитками ожерелья , съ гребешкомъ, зеркаломъ, съ ножемъ и какимъ - то непонятнымъ для меня предметомъ. Стоитъ на выпуклой подставкѣ . Въ рукахъ находится тотъ же предметъ , что у предыдущей. „ Баба “ находится у воротъ одного крестьянина . На сколько помню , украшеніе находится только на одномъ рукавѣ . Въ этомъ же селѣ валяются въ разныхъ мѣстахъ „ каменныя бабы“ съ разными головными уборами и разнообразной прической.

Мнѣ кажется , что слѣдовало бы снарядить въ Таврическую губернію экспедицію спеціально для фотографированiя каменныхъ бабъ. "

* Каменные бабы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 метров, изображающие воинов, иногда (до 70 % среди половецких изваяний) женщин, установленные в южнорусских степях, а также родственные им каменные изображения в степях Алтая, Тувы, Казахстана и Монголии. 

По мнению советского искусствоведа А. А. Фёдорова-Давыдова, они издавна привлекали внимание русских людей и служили своеобразным символом господства кочевников над степью. Ставились на курганах древними народами, например, возможно, скифами или половцами и другими. Найдены в больших количествах в степной полосе России, Южной Сибири, в Азербайджане, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии. Связаны с культом предков.

** Николай Иванович Веселовский (12 [24] ноября 1848, Москва — 12 апреля 1918) — русский археолог, востоковед, исследователь истории и археологии Северного Приазовья и Причерноморья, Средней Азии. Вёл раскопки в Самарканде, первым исследовал причерноморские и скифские древности, раскопал Келермесские курганы, Майкопский курган и курган Солоха. Первым начал раскопки курганного могильника Клады у станицы Новосвободная. Профессор Петербургского университета (1890), член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук (1914).

По вопросу о каменных бабах в Таврических губерниях. История нашего края, фото-3
По вопросу о каменных бабах в Таврических губерниях. История нашего края, фото-4

На фотографиях:

1-2. Очерк Н.И. Веселовского в журнале " Археологические известия и заметки" ( № 1, 1895 г. ), с.65-66;

3. Титульный лист журнала " Археологические известия и заметки" ( № 1, 1895 г.);

4. " Каменная баба" во дворе Приморской библиотеки;

5. Портрет Николая Ивановича Веселовского.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#06137 #каменные бабы #Таврическая губерния #история Приморска
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
live comments feed...